|
![]() |
Буддизм. Появление буддизма Основатель В VI в. до н. э. Индия переживала религиозный подъем. В противовес ритуалам брахманов, объединившихся в самую замкнутую касту, появились новые философские учения. Среди них прочное место занял буддизм. Сиддхартха Гаутама родился около 553 г. до н. э. Происходил он из царского рода Шакьев (впоследствии его назвали Шакьямуни, или мудрец из шакьев). В 29 лет принц покинул дом в поисках истины, которую он не нашел в индуизме, и поселился отшельником в лесу. Затем он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению. После шести лет аскезы, так и не приблизившись к цели, Гаутама расстался с аскетами. Однажды он сел под деревом и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. В конце концов на него снизошло просветление: он постиг подлинную природу страдания. Гаутама провел остаток жизни, проповедуя открывшиеся ему истины. Он умер в возрасте 80 лет. Последователи Будды почитают его как основателя духовной традиции, носящей его имя. Новое учение получило название буддизм (от «будда» -«просветленный»). Буддизм в Юго-Восточной Азии Буддизм распространился по всей Индии благодаря усердию царя Ашоки (III в. до н. э.). Он принял новое учение и построил монастыри и памятники Будде по всей стране. Буддизм процветал в Индии до VIII в. Центром буддийских знаний на Востоке стал университет в Наланде. Буддизм тхеравады укоренился на острове Цейлон (Шри-Ланка), где о нем впервые услышали от сына Ашоки принца Махинды примерно в III в. до н. э. На юге Мьянмы (Бирмы) учение стало известно в I в. н. э. Там появились священные города. Например, в столице Пагане было более 5000 буддийских храмов. Тайские правители, начиная с XIII в., посылали за учителями в Шри-Ланку, дабы перенести буддизм в свою страну. До сих пор в Таиланде многие верующие считают своей обязанностью хоть раз в жизни провести какое-то время среди монахов-буддистов. Буддизм махаяны проник в Камбоджу довольно рано, но утвердился только в XII в. В IX в. он пришел на Яву, где в честь Будды возвели святилище Боробудур. Буддизм в Китае и Корее Буддизм, пришедший в Китай из Центральной Азии в I в., столкнулся там с местными системами воззрений, прежде всего с конфуцианством и даосизмом (с. 234). В IV-V вв. при поддержке властей буддизм стал ведущей религией в Китае. Однако в IX в. восторжествовало конфуцианство, и буддизм почти полностью исчез, хотя у монголов ламаизм остался национальной религией. IV-IX вв. были периодом наибольшего распространения буддизма в Китае и Центральной Азии. Одновременно развивались различные религиозные секты, например чань, которая отводила основную роль медитации. В VI в. буддизм из Китая проник в Корею и сразу приобрел популярность. Развернулось строительство монастырей и храмов. Однако когда к власти пришли сторонники конфуцианства, буддисты впали в немилость. И все же сегодня около 35% населения Кореи исповедуют буддизм. В VI-VII вв. индийский монах Бодхидхарма, проповедовавший буддизм махаяны в Китае, основал школу чань. Это слово, на санскрите означающее «медитация», в Японии превратилось в дзэн. Буддизм в Тибете Буддизм пришел в Тибет в VII в. вместе с верующими из Бенгалии, Кашмира и Китая. Буддизм махаяны в Тибете испытал влияние старой религии шаманского типа бон и вобрал в себя таинственное тантрическое учение с элементами магии, зародившееся в индуистской среде. В результате образовалась система верований и обрядов, известная как ламаизм, священнослужители которой называются ламы. Особенностью этого течения стало обожествление сил Вселенной и спасение через мистическое соединение с высшими силами. После 1587 г. Верховный лама стал называться далай-ламой. В 749 г. был основан первый монастырь, где зародилась секта красношапочников, названная так по цвету головных уборов монахов. В Бутане она господствует по сей день. В начале XV в. Тибете появилась секта желтошапочников, разросшаяся в наши дни. С середины XVI в. далай-ламы получили всю полноту как светской, так и духовной власти в Тибете. Их стали считать воплощениями бодхисатвы Великого Милосердия (Авалокитешвары), святого покровителя Тибета, который отказался от полного просветления, чтобы осуществить на Земле миссию по спасению всех живых существ. Японский буддизм Буддизм пришел из Кореи в Японию в V-VI вв. и быстро распространился среди просвещенных слоев общества, несмотря на сопротивление сторонников синто (с. 226). В 765 г. императрица Сётоку нашла своего рода компромисс между синтоизмом и буддизмом. В 710−783 гг. в Японии сформировалось несколько буддистских сект. Наиболее приемлемым для японцев оказался буддизм махаяны. В Наре, столице страны, были построены храмы в честь различных будд махаяны. Культ Амиды, великого Будды будущего, был вполне доступен простому народу: для спасения в час смерти достаточно было лишь повторять его имя. Это способствовало распространению буддизма. Особое место в Японии заняла та разновидность буддизма, которая в Китае именовалась чань (у японцев дзэн-буддизм). В Японию секта проникла через Корею в XIII в. и быстро стала популярной. Дзэн оказался той религиозной философией и практикой, которая в наибольшей степени соответствовала интересам самураев. Сегодня буддизм исповедует значительная часть населения Японии. В настоящее время буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии. (Подготовлено по материалам сайта religionworld.ru) Философия буддизма В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших. Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ. К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ. В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию. Некоторые индийские историки считают, что буддизм появился существенно раньше — примерно в XVII веке до н. э. Подобная трактовка объясняет упоминание буддистов в хрониках, датированных более ранним временем. По воззрениям школ махаяны Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы: это значит, что он дал три больших цикла поучений, которые соответствуют различным способностям учеников и показывает им путь к непреходящему счастью. Начиная с этого времени, в распоряжении всех, кто живет в эпоху после появления Будды, есть методы, при помощи которых можно достичь совершенного состояния полного Просветления. По воззрениям наиболее древней нереформированной школы Тхеравада, Будда поворачивал Колесо Учения только один раз. Во время произнесения Дхармачакраправартана сутты в Варанаси. Дальнейшие повороты Тхеравада относит к позднейшим изменениям первоначальной доктрины. * Во время первого Поворота Колеса Дхармы: Будда учил, в основном, Четырем Благородным Истинам и Закону Кармы, которые объясняют нашу ситуацию в круговороте существования и утверждают возможность освобождения от всех страданий и причин страданий. В первом цикле поучений, в котором говорится, главным образом, о внешнем поведении, соответствует роль монаха или монахини. Если соотнести эти циклы поучений с различными направлениями буддизма, тогда можно сказать, что первый цикл поучений Будды является основой для традиции Тхеравады. * Во время второго Поворота Колеса Дхармы: Будда дал поучения об относительной и абсолютной истине, а также Взаимозависимое возникновение (Теории взаимообусловленного существования) и пустоте (шуньяте). Он показал, что вещи которые появляются в соответствии с законом причины и следствия (карма), по своей природе свободны от действительного, независимого существования. Во втором цикле поучений, в котором говорится о внутреннем настрое, соответствует роль мирянина или мирянки, которые берут на себя ответственность за других: например, за семью или за какие-либо социальные группы. Этот цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны). * Во время третьего Поворота Колеса Дхармы: Были даны поучения о присущей всем существам Просветленной природе (Природе Будды), содержащей все совершенные качества и изначальную мудрость Будды. В этом цикле поучений соответствует роль практика йогина или йогини «достигшего совершенства», которые соединяют чистый взгляд на вещи с постоянной практикой. Третий цикл поучений Будды является основой для Великой Колесницы (Махаяны) и Колесницы Тантры (Ваджраяны). Человек в буддизме не является ни чьим-то благословенным изобретением, ни хозяином собственной судьбы. В традиционном буддизме человек – лишь невольный исполнитель всеобщего мирового закона – Дхармы. Этот закон существует не для человека, но реализуется и постигается именно в нем. Однако именно человек, совершая добрые и дурные поступки, приводит в действие некий этический механизм, который лежит в основе мироздания. С точки зрения буддизма, человеческая жизнь – это не бесценный дар, как в христианстве, а лишь один из моментов в цепи перерождений. Буддисты не стремятся к вечной жизни после смерти, так как считают ее данностью, а не высшей целью. Вечная жизнь, по мнению буддистов, – вечная заложница смерти. В буддизме существует так называемая доктрина «зависимого происхождения». Ее суть в том, что источник страдания для человека – жажда жизни, желания, привязанность к жизни. Буддисты считают мир иллюзорным, а, следовательно, иллюзорны и удовольствия, которые он сулит. Человек находится в зависимости от закона причинно-следственных связей (кармы). Живые существа обречены, согласно буддистской точке зрения, на вечные перерождения, и условием всякого нового существования является итог всех предыдущих, а именно, сумма всех добрых поступков, или накопленных заслуг, и дурных поступков, накопленных анти-заслуг. Человек, как субъект, разделен на тысячи фрагментов, соответствующих прошлым и будущим жизням. Поэтому вся цепочка элементов «зависимого происхождения» связывает не несколько жизней в «круговороте рождений и смертей», а мгновенные состояния одной – единственной, этой жизни. Буддизм рассматривает человека (так же как и все существующее во вселенной и саму вселенную) как сочетания различных энергетических частиц – дхарм. Сам факт рождения человека означает для буддиста лишь включение в бесконечный процесс бытия, где смерть не конец этого процесса, а переход к иной форме существования сознания – к промежуточному существованию, которое неизбежно предшествует новому рождению. Обретение нового рождения имеет определенное временное расположение. В данном случае человек сравнивается со всей вселенной, которая тоже рождается, живет и умирает. Этот процесс является циклическим и каждый временной отрезок внутри этого цикла имеет свои характеристики. В буддизме одно из важнейших мест занимает отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как уже упоминалось выше, в виде скопления «изменчивых» форм. Будда говорил, что личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Особое внимание в буддизме уделяется человеческой душе, как вечному элементу, участвующему в круговороте жизни (колесо сансары). Душа распадается, по учению Будды, на отдельные элементы (сканды). Чтобы в новом рождение оказалась воплощенной та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились так же, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из колеса сансары, окончательный и вечный покой – это основной элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремится к высшему состоянию – нирване. Буддизм оказал гораздо большее влияние на формирование цивилизаций Азии, чем какая-либо другая философия. Он проповедовал самые простые идеи: непостоянство всего сущего на земле, терпимость к другим верованиям, презрение к смерти, помощь и сочувствие страждущим. В I тысячелетии н. э. буддизм в азиатских странах развивался в разных формах. Постепенно в некоторых странах, например в Китае, он уступил место другим религиям и идеологиям. Сегодня буддизм пытается завоевать западный мир: образуются новые секты, проходят международные буддийские конгрессы. Буддисты придерживаются экуменических убеждений, они устанавливают контакты с христианами, организуют различные международные встречи. Сейчас учение Будды привлекает к себе интерес во всем мире. В некоторых странах среди представителей разных религий немало сторонников буддизма, ведь эта религия не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую веру, например христианство. Вероятно, именно по этой причине популярность буддийского учения в западном мире растет. Назад к статье "Мировые религии" и другим материалам ____________________________________________________________________________________________________________________
Другие материалы:
|