ContactZone.ru
Регистрация    Поиск

Христианство
Христиа́нство - (от греческого Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — монотеистическая авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Христианство — крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Древнееврейский пророк Исайя еще в VIII в. до н. э. объявил о грядущем приходе Мессии, или посланце Бога: «...и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия». Исайя, XI, 2
Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме — ТаНаХ). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иошуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке.
Иисус Христос отошел от традиционных толкований еврейского Священного Писания. Подчеркивая в ветхозаветных текстах стремление к Богу, он провозгласил, что буква закона не должна отделять человека от нужд и страданий ближних и в конечном счете от Бога: «Суббота — для человека, а не человек для субботы». Высшим правилом жизни Иисус провозгласил любовь к Богу и людям. Он воевал со злом оружием любви и всепрощения. Об этом свидетельствует сама его жизнь.
Популярность Иисуса Христа, рост числа его приверженцев, его победы над ревнителями Закона Моисея вызвали у религиозных лидеров Иудеи ненависть и намерение расправиться с ним. Они видели в нем не посланца Бога, а опасного смутьяна. В дни Пасхи 30-го года синедрион приговорил Христа к смерти и отдал в руки римских властей, которые распяли его на кресте. Однако вера учеников Христа окрепла после его чудесного воскрешения. Они признали в нем Мессию и Сына Бога.

Христос опирался на Священное Писание иудеев — Ветхий Завет, которому христиане в новых условиях придавали новый смысл. Они считали, что договор, заключенный Богом с одним народом (евреями), был заменен новым заветом, заключенным со всеми народами благодаря явлению Иисуса Христа. Основная версия жизни и деятельности Христа изложена в своеобразных свидетельствах, получивших название «евангелий» («благая весть»). Четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признаются официальной церковью подлинными (каноническими), другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы и др.) относят к категории апокрифов («тайных текстов»).

Новый Завет составлялся с середины I в. н. э. до 100−150 гг. В него вошли: Евангелия.
Евангелие от Марка — самое древнее и наиболее конкретное. Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки предназначены для верующих, перешедших в христианство из иудаизма и языческих религий. Евангелие от Иоанна написано позже других и содержит размышления автора.
Деяния Апостолов.
Рассказывают о распространении учениками Христа Его учения.
Послания Апостолов к религиозным общинам и частным лицам призваны утвердить их в вере.
Откровение (Апокалипсис), приписываемое апостолу Иоанну, возвещает о грядущих событиях, которые свершатся на земле и на небе.
Некоторые исследователи утверждают, что христианство основано не на исторической фигуре, а скорее на мифическом создании. С этой точки зрения предполагается, что идея Иисуса — это, скорее, еврейское олицетворение панэллинского культа, подобно Озирис-Дионису, в котором признавалась неисторическая фигура личности. Писатель Брайен Бренстон утверждал, что христианство впитало в евангельскую историю об Иисусе множество мифологических рассказов и традиций. Согласно Бренстону, основная часть этих традиций взята из греко-римских религий.
Но, позиция, что Иисус не был исторической фигурой, редка среди исследователей Библии.
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем многие направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе, но различных по лицам.

Основные черты христианской религии
- Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон
- Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)
- Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
- Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
- Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
- Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).

Благовещение
- Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
- Учение о Богочеловеке — воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).

Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»).
Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви (Еф.5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

Распространение христианства
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Количество приверженцев христианства по странам в процентах.

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд, из них в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке — около 380 млн, в Северной Америке — 180—250 млн (США — 160—225 млн, Канада — 25 млн, в Азии — около 300 млн, в Африке — 300—400 млн, в Австралии — 14 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков — более 1 млрд, протестантов — около 400 млн (в том числе 100 млн пятидесятников, 70 млн методистов, 70 млн баптистов, 64 млн лютеран, около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и несториане) — около 240 млн, англикан — около 70 млн, а последователей Армянской Апостольской церкви — 10 млн.

Христианские конфессии и учения
Ветви христианства

Католицизм

* Католическая церковь
o Римско-католическая церковь
o Восточнокатолические церкви
* Старокатолики

Православие

Вселенская православная церковь

* Албанская православная церковь
* Александрийская православная церковь
* Американская православная церковь
* Антиохийская православная церковь
* Болгарская православная церковь
* Грузинская православная церковь
o Абхазская епархия
* Иерусалимская православная церковь
* Кипрская православная церковь
* Константинопольская православная церковь
o Западноевропейский экзархат русской традиции
o Эстонская апостольская православная церковь
* Польская православная церковь
* Румынская православная церковь
o Бессарабская митрополия
* Русская православная церковь
o Белорусская православная церковь
o Китайская православная церковь
o Латвийская православная церковь
o Молдавская православная церковь
o Русская православная церковь за границей
o Украинская православная церковь
o Эстонская православная церковь (МП)
* Сербская православная церковь
o Охридская архиепископия
* Чехословацкая православная церковь
* Элладская православная церковь
* Автономные православные церкви
o Критская православная церковь
o Синайская православная церковь
o Финляндская православная церковь
o Японская православная церковь

Старообрядчество

* Древлеправославная поморская церковь
* Русская древлеправославная церковь
* Русская православная старообрядческая церковь

Неканонические православные объединения

* Белорусская автокефальная православная церковь
* Катакомбная церковь
* Македонская православная церковь
* Немецкая православная церковь
* Российская православная автономная церковь
* Русская православная церковь в изгнании
* Старостильники
o Болгарская старостильная церковь
o Греческая старостильная церковь
o Румынская старостильная церковь
* Украинская автокефальная православная церковь
* Украинская православная церковь (КП)

Дохалкидонские церкви

* Монофизиты
o Сиро-яковитская Церковь
o Армянская Апостольская Церковь
o Коптская Церковь
o Эфиопская Церковь
* Несториане
o Ассирийская Церковь

Протестантизм

* Адвентисты Седьмого Дня
* Англиканская церковь
* Баптизм
* Вальденсы
* Евангельские христиане
* Кальвинизм
* Квакеры
* Лютеранство
* Меннонизм
* Методизм
* Пресвитерианство
* Пятидесятники
* Харизматы
* Посольство Божье
* Ученики Христа

Прочие

* Богородичный центр
* Дети Бога (организация)
* Мормоны
* Унитарии
* Свидетели Иеговы
* Еговисты
* Церковь Объединения
* Христадельфиане
* Духоборы
* Молокане
* Международный путь
* Евангелистская ассамблея Бога
* Новая церковь
* Толстовцы
* Субботники
* Ересь жидовствующих

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

* Католицизм
* Православие
* Протестантизм

Католицизм

* Католическая церковь
o Римско-католическая церковь
o Восточнокатолические церкви
* Старокатолицизм

Православное христианство

* Православная церковь
o Автокефальные православные церкви
* Старообрядчество
o Поповство
o Беспоповство
o Беглопоповство
* Духовное христианство

Древневосточные церкви

Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня Древневосточными или древне-православными (см. неполный список ниже); некоторые из них исторически вышли из общин монофизитов и несториан. Официально они не имеют евхаристического общения с современным православием.
* Армянская апостольская церковь
* Коптская православная церковь
* Эфиопская православная церковь
* Сиро-яковитская православная церковь
* Маланкарская православная церковь
* Ассирийская церковь Востока (несториане)

Протестантизм

* Адвентисты Седьмого Дня
* Англиканская церковь
* Баптизм
* Евангельские христиане
* Кальвинизм
* Квакеры
* Лютеранство
* Меннонитство
* Методизм
* Пресвитерианство
* Пятидесятники
* Харизматы (неопятидесятники)
Прочие

* Молокане
* Свидетели Иеговы
* Христадельфиане


Католицизм.
«В Церкви ни епископы, ни первый среди них папа, не являются главами. Глава — это Иисус Христос». Кардинал Марти, 1971.

В Католической Церкви соблюдается строгая иерархия.
Папа, пожизненно возведенный в сан коллегией кардиналов, обладает высшей властью. Он руководит деятельностью Церкви, является главой независимого государства Ватикан.
Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главными советниками и помощниками в управлении Церковью.
Епископы возглавляют церковные административно-территориальные единицы. На Соборах под руководством папы они вырабатывают направления деятельности Церкви. В 21 раз 2-й Ватиканский собор был созван в 1962 г. папой Иоанном XXIII. Работа его закончилась в 1965 г. при Павле VI.
Священнослужители выполняют обряды, общаются со светской властью и с прихожанами. С X в. они соблюдают целибат (обет безбрачия). Сейчас некоторые французские епископы настаивают на том, чтобы католические священники могли иметь семью. По их мнению, это сблизит священнослужителей с верующими.
Монахи, соблюдающие обет послушания, бедности и целомудрия, всецело посвящают себя молитве и помощи обездоленным. Сегодня монашеские общины во всем мире объединяют более 200 тыс мужчин и 700 тыс женщин.

Появление католицизма

Христианская церковь в Риме существует около двадцати веков. Вначале она подвергалась гонениям, затем сама преследовала неверных. Сегодня католицизм широко распространен по всему миру
Католики верят, что церковь и папство были учреждены самим Иисусом Христом, что папа — законный преемник св. Петра и наместник Бога на Земле. Католическая Церковь, как и Православная, признает наряду со Священным Писанием (Библией) Священное Предание (постановления Вселенских и поместных соборов, учения отцов церкви).
При этом Католическая Церковь признает Вселенскими 21 собор, православная -только семь первых, состоявшихся до 1054 г. 21-й Вселенский собор (2-й Ватиканский), который был созван в 1962 г., разрешил использовать в богослужениях наряду с латинским и национальные языки.
Православие.
Православные, как и католики, считают, что для спасения человеку необходима помощь духовенства. Большое значение в православии и католицизме имеют культ святых, поклонение святым мощам, молитва перед иконами.
Службы проводят священники, которым помогают дьяконы. Приходами руководят настоятели.
В православии нет единого церковного центра. Поместные (региональные) церкви самостоятельны (автокефальны). В рамках одной поместной церкви может существовать несколько автономных. Руководит поместной церковью предстоятель с титулом патриарх, митрополит или архиепископ. Почетное верховное положение среди глав православных церквей занимает патриарх Константинопольский, не являясь единоличным главою всей Православной Церкви.
Все решения автокефальных церквей принимаются на соборах — поместных и архиерейских. В Русской православной церкви высший орган управления между соборами — Священный Синод.

Появление православия

Официальное разделение христианства на католицизм и православие произошло в 1054 г. Однако причины раскола зародились в христианских общинах еще раньше, когда Римская империя распалась на Восточную и Западную (395 г.). Уже в V в. между двумя религиозными центрами — в Риме и Константинополе — практически исчезла административная связь, углубились различия в догматике, обрядах, организации.
В XI в. епископ Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит юридическая власть над всеми христианскими общинами в мире. Большинство церквей в восточных странах отвергли притязания папы. Они признавали всеобщую власть только за Вселенским собором, вели богослужения на национальных языках, а не на латыни, сохраняли традиции раннего христианства.
Христиане, поддержавшие решение папы Римского, стали называться католиками. Они ввели новые догматы веры (в том числе об исхождении Духа Святого не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, о непогрешимости папы Римского, о чистилище) и свои обряды.

Протестантизм.
Протестантское движение в среде католиков, закончившееся Реформацией, возникло в XVI в. Призывы к переменам были связаны с обличением пороков католической церкви. Во время крестовых походов лились потоки крови неверных. Инквизиция замучила и сожгла тысячи еретиков. Продажа индульгенций (свидетельств о прощении грехов) наполнила сундуки церкви золотом. Все это вызывало недовольство верующих. Основателями Реформации стали Лютер и Кальвин. В ряде стран (Швеция, Норвегия) Реформация была узаконена монархами.
В других государи хранили верность католицизму. Религиозные войны во Франции длились с 1562 г. до Нантского эдикта (1598), когда протестанты получили право исповедовать свою религию. Эдикт отменили в 1685 г. Только в 1787 г. протестанты были допущены в лоно церкви.
Протестанты ставили во главу угла личную веру, прямое общение человека с Богом, не верили в заступничество святых перед Богом, отказались от икон и почитания святых, считали Священное Писание единственной основой проповеди, вероучения и спасения и не признавали Священное Предание (с. 160) как источник Божественного откровения.
«Я не верю ни папе, ни церковным соборам. Я верю только в Евангелие; совесть моя слушается одного Бога... На том стою», — заявил Лютер перед рейхстагом города Вормса в 1521 г., когда тот вынес решение объявить войну протестантской ереси.
Молодой августинский монах, профессор теологии бросил вызов католической церкви.
Он требовал отменить торговлю индульгенциями, возвратиться к обрядам апостольских времен и публично сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви.
Злоупотребления церкви были очевидны, и народ пошел за Лютером. Папа Лев X приказал своему нунцию (послу) в Германии выступить перед сеймом города Нюрнберга: «Скажите: мы добровольно признаем, что Бог разрешил порицать Церковь за прегрешения священников и прелатов. Пообещайте им, что мы сделаем все для улучшения положения при римском дворе, откуда, возможно, и идет зло».
Но Лютера больше беспокоили извращения учения, чем придворные нравы. Он боролся за демократизацию церкви. По его мнению, все крещеные равны перед Богом. Вера даруется непосредственно Богом и через таинство крещения каждый обретает священство, поэтому церковь не нужна как посредник между человеком и Богом. Спасает только личная вера, праведная жизнь — лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению души. Из таинств Лютер признавал два — крещение и причастие.
Лютер перевел Библию на немецкий язык, желая сделать ее доступной для всех, а не только для тех, кто знал греческий, латинский или древнееврейский языки.

______________________________________________________________________________________________________________


Назад к статье "Мировые религии" и другим материалам

_________________________________________________________________________________________________________________

Другие материалы:
Внимание! Важная информация для девушек.
Как удачно познакомиться?
ТОП 100 Фотографий мужчин
Мировые религии
Буддизм
Христианство
Ислам
Рекомендации по поведению за рубежом
Общие рекомендации по размещению фотографий
Свадьба
Интернациональные свадьбы
Советы по выбору нижнего белья для невесты
Лучшие свадебные платья
Как весело встретить праздник
Семейная статистика в России
Чего наши девушки ищут за границей?
Другие статьи. Консультационный центр
Международные знакомства. Из первых рук
Вопросы и ответы по пользованию сайтом
Новый чат
Израиль. Древний город Акко
Моя лучшая подруга
Серьезные знакомства с иностранцами. Полезные советы
Брачный контракт.
День рождения в горах
Круизы двадцатого века
История любви в свадебном фотоальбоме
Эстетическая хирургия-не бойтесь быть красивой!
Музыкальное сопровождение на свадьбе
Как выйти замуж за иностранца с ребенком
Как стать золушкой в условиях жесткой конкуренции (Об испании)
Средний класс в России



Home | Правила использования | Отзывы
Обратитесь к нам | О нас | Забыли пароль?

ContactZone.ru (2009 - 2019)